(Шипулин Владимир Павлович; 27.12.1874, г. Вельск Вологодской губ.- 23.02.1938, Узбекистан), архиеп. Ташкентский и Среднеазиатский. В 1896 г. окончил Вологодскую ДС, в 1900 г.- МДА со степенью канд. богословия, в том же году пострижен в монашество с именем Б. и назначен помощником инспектора академии. 14 янв. 1901 г. рукоположен во иеродиакона, 31 марта - во иеромонаха. В 1902 г. назначен инспектором в Курскую ДС, в 1904 г.- ректором Псковской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1905 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. в честь Двенадцати апостолов в Московском Кремле. С 1906 г. настоятель московского Новоспасского мон-ря. Благодаря усилиям Б. в мон-ре были отремонтированы Знаменский, Преображенский и Екатерининский храмы, Покровский собор, братский корпус, заново отделаны Сергиевская ц., колокольня и св. врата. Б. многое сделал для восстановления монастырской жизни, упорядочения богослужения, организовал беседы с прихожанами. 30 окт. того же года назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 3 марта 1909 г. в Новоспасском мон-ре под председательством Б. состоялось собрание настоятелей всех ставропигиальных мон-рей, на к-ром обсуждалось состояние монастырских школ для послушников. В соответствии с принятыми на собрании решениями мн. закрытые ранее школы были восстановлены, в тех, где проводились занятия, был наведен порядок. 16 сент. 1909 г. Б. назначили ректором Московской ДС.
24 июня 1912 г. свт. Владимир (Богоявленский), митр. Московский, в сослужении 6 архиереев в храме Христа Спасителя совершил хиротонию Б. во епископа Винницкого, вик. Подольской епархии. 14 февр. 1914 г. Б. был переведен на Балтское вик-ство той же епархии, 12 февр. 1915 г. назначен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии, настоятелем казанского Кизичского мон-ря. Участвовал в Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. в качестве зам. митр. Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого).
В сент. 1918 г. митр. Иаков, Б., а также мн. др. казанские священнослужители покинули Казань вместе с отступавшими войсками белочехов. 24 дек. того же года Б. участвовал в отпевании архиеп. Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в иркутском Вознесенском мон-ре. Вскоре Б. был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии (по 1921), в марте 1919 г. ему было поручено также временное управление Пермской епархией. Совершая поездку по епархии, Б. посетил Белогорский во имя свт. Николая монастырь, а также Серафимо-Алексеевский скит, где ему рассказали о зверском убиении красноармейцами мн. насельников. Летом 1920 г. Б. освятил храм в с. Улан-Горхон (в Иркутской епархии). В нач. 1921 г. власти закрыли иркутский Вознесенский мон-рь, настоятелем к-рого являлся Б., в присутствии епископа были кощунственно вскрыты мощи Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).
Указом свт. Патриарха Тихона в кон. 1921 г. Б. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским; на кафедру прибыл в кон. февр.- нач. марта 1922 г. 18-19 окт. 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, епископ был арестован в Уфе, следствие проходило в Перми, т. к. власти боялись, что верующие Уфы окажут поддержку своему архиерею. Доказать участие Б. в сопротивлении изъятию не удалось, 19 янв. 1923 г. Пермский окружной суд обвинил его в «моральной и материальной поддержке правительства Колчака» и приговорил к 7 годам принудительных работ с заключением в Пермском исправдоме. В результате амнистии срок был сокращен до 2 лет с зачетом предварительного заключения. Б. провел в тюрьме год, по освобождении Б., согласно Постановлению свт. Патриарха Тихона от 21 янв. 1924 г., должен был вернуться к управлению Уфимской епархией, однако вскоре (не позднее февр.- нач. марта) он был сослан в Харьков или непосредственно из Перми, или из Уфы после кратковременного пребывания на кафедре. В 1924 г. в неск. периодических изданиях было опубликовано «Заявление во ВЦИК еп. Бориса Харьковского» от 6 нояб., в к-ром автор писал о своем «отмежевании» от Патриарха Тихона и присоединении к обновленчеству. Впрочем, уже в нач. 1925 г., по утверждению уфимских обновленцев, Б. был «опять с Тихоном». 1 марта 1926 г. вместе с неск. укр. архиереями, во главе к-рых стоял Прилукский еп. Василий (Зеленцов), Б., временно управлявший Каменец-Подольской епархией, поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в его противостоянии раскольнической деятельности Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского).
В 1927 г. Б. был возведен в сан архиепископа и 27 сент. назначен на Тульскую кафедру. В кон. того же года он был арестован по обвинению «в активной работе по объединению всех церковных ориентаций для организованной борьбы с советской властью», приговорен к 3 годам концлагерей с последующим 3-годичным запретом проживания в центральных городах, отбывал наказание в СЛОН. 21 мая 1934 г. назначен на Тобольскую кафедру, в управление епархией не вступал; 21 мая 1935 г. назначен архиеп. Томским, 9 июня назначение было отменено; с янв. 1936 г. архиеп. Петрозаводский и Олонецкий, епархией не управлял.
В кон. 1936 или в нач. 1937 г. Б. прибыл в ссылку в Ташкент. В февр. 1936 г., после кончины митр. Арсения (Стадницкого), Ташкентская и Туркестанская епархия была разделена на Казахстанскую и Среднеазиатскую. 26 февр. Б. был назначен на Среднеазиатскую кафедру, служил в часовне «Всех скорбящих Радость» на городском кладбище в Ташкенте. По воспоминаниям правосл. жителей Ташкента, «владыка Борис, несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: «Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон». Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им». В кон. 1936 г., согласно завещанию митр. сщмч. Петра (Полянского), права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митр. Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к Б., в к-ром разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода Местоблюстительства к митр. Сергию. Это письмо Б. переслал Алма-Атинскому еп. Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в к-ром поддержал переход высшей церковной власти к митр. Сергию и благодарил еп. Тихона за присланную ему форму поминовения Местоблюстителя.
В мае 1937 г. Б. был вызван в ГПУ на встречу с обновленческим Ташкентским «митрополитом» Иоанном (Звёздкиным), во время к-рой Б. предложили присоединиться к обновленцам и стать «митрополитом всей Средней Азии». Б. отказался. 24 июля 1937 г. он был арестован по обвинению в «монархической агитации среди церковников, высказывании недовольства советской властью и ее политикой, контрреволюционных клеветнических взглядах о внутреннем экономическом положении СССР»; заключен во внутреннюю тюрьму УГБ НКВД УзССР. В ходе следствия епископу инкриминировали также создание контрреволюционного церковного центра, в к-рый входили 2 священника, служивших в кладбищенской часовне, 3 мирянина, а также архим. Валентин (Ляхоцкий) и еп. исп. Лука (Войно-Ясенецкий). По делу были арестованы 58 чел. Все обвиняемые признали себя виновными, кроме еп. Луки, ложные показания на к-рого дал в т. ч. и Б. К нояб. 1937 г. следствие установило «членство» Б. в рядах англ. разведки, и 7 февр. 1938 г. он был приговорен тройкой НКВД УзССР к расстрелу.